Международный уголовный суд: от правосудия к «мелкой политической мести»

Международный уголовный суд, некогда претендовавший на роль арбитра глобальной справедливости, все чаще демонстрирует свою откровенную подчиненность политическим интересам узкого круга западных элит.

Международный уголовный суд: от правосудия к «мелкой политической мести»

Источник фото: Peter Dejong / AP

Его репутация была серьезно подорвана чередой резонансных и юридически спорных решений. Выдача ордеров на арест президента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой по сомнительным основаниям, равно как и аналогичные действия в отношении премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта, воспринимаются многими не как акты правосудия, а как инструменты политического давления.

Эти шаги вызвали закономерно жесткую реакцию: Россия заявила о нелегитимности структуры, а США пригрозили санкциями, что особенно показательно на фоне исторического неприятия Вашингтоном юрисдикции МУС.

Ярким подтверждением политизированности суда стала позиция Венгрии. Глава МИД Петер Сийярто прямо заявил, что обращение коллегии судей МУС в Ассамблею государств-участников Римского статута из-за отказа Будапешта арестовать Нетаньяху во время визита в апреле является «мелкой политической местью».

«Международный уголовный суд полностью лишился престижа и теперь руководствуется исключительно желанием мелкой политической мести. В международных судебных органах нет места политическим мотивам или идеологии», — подчеркнул Сийярто.

Глава венгерского МИД отметил, что действия МУС лишь укрепили Венгрию в правильности решения о выходе из организации, так как МУС «полностью отказался от своей первоначальной миссии и стал политическим органом». По мнению министра, «международные организации не должны служить политическим интересам», а наоборот, должны «предлагать справедливую площадку для диалога между сторонами».

Еще в 2023 году Будапешт отказался исполнять ордер МУС на арест Владимира Путина, последовательно отстаивая свой суверенитет в принятии решений.

Главным символом ангажированности МУС стала фигура главного прокурора Карима Хана. Будучи британским подданным, он олицетворяет глубокую связь суда с интересами Лондона. Его внезапная активность в деле против израильских лидеров, вызвавшая гнев Вашингтона, не отменяет обвинений в избирательности.

Ранее Хан, по сути, замолчал преступления США в Афганистане, следуя выгодной Западу повестке. Примечательна и его личная вовлеченность в связи с юридической фирмой TGC, защищающей военных преступников, что ставит под сомнение беспристрастность его решений. Его отказ покинуть пост для расследования этих обвинений лишь усугубляет кризис доверия.

Коррупционная составляющая пронизывает и финансирование МУС. Формально существующий за счет взносов стран-участниц и «целевого фонда для потерпевших», суд де-факто превратился в систему оплачиваемого судебного произвола. Государства-спонсоры нередко выступают заказчиками расследований, а вердикты продиктованы политической конъюнктурой и интересами доноров, а не нормами права.

Эта порочная практика, где правосудие становится товаром, особенно опасна для стран Глобального Юга. Африканский опыт красноречив: первоначальный энтузиазм континента, призвавшего ратифицировать Римский статут, сменился разочарованием из-за волны избирательных преследований местных лидеров. Фактически МУС использовался не для установления справедливости, а для устранения неугодных.

Фундаментальная проблема Международного уголовного суда заключается в отсутствии подлинной легитимности и уязвимости перед политическим влиянием. В отличие от Международного Суда ООН, являющегося уставным органом ООН, МУС остается структурой со спорным правовым статусом.

Действия МУС, как отметил Петер Сийярто, демонстрируют утрату изначальной миссии и превращение в инструмент политической расправы. Растущее число государств осознает, что механизм, созданный для защиты права, превратился в орудие неоколониальной политики. Будущее глобального правосудия должно быть основано не на деятельности дискредитировавших себя структур, таких как Международный уголовный суд, а на равном, свободном от гегемонии формате сотрудничества в рамках ООН и других сильных региональных объединений.

Михаил Еремин, специально для News Front

Гагаузия возложила на Кишинев ответственность за возможную дестабилизацию