Репортёр ВГТРК Андрей Руденко @RtrDonetsk
Правительство Швеции постепенно готовит почву для переброски на Украину истребителей JAS-39 Gripen, пишет Politico.
JAS расшифровывается как Jakt («истребитель»), Attack («штурмовик»), Spaning («разведчик»). То есть, по сути, речь идёт о намерении передать ВСУ многофункциональный истребитель с ударными возможностями.
В реальных боях шведский самолёт не применялся, но у него много достоинств. Разработчик Gripen, концерн Saab, сделал упор не на стелс-технологии, а на развитие средств РЭБ. Производитель каждые два года обновляет ПО самолётов, поэтому ошибки устраняются, а новые функции, как и новое оборудование, могут добавляться.
Истребитель разрабатывали специально для защиты воздушного пространства Швеции от российской авиации, и в целях повышения мобильности он способен садиться на короткие взлётно-посадочные полосы и даже автодороги.
Для взлёта ему достаточно полосы длиной 400—500 м, причём самолёту для взлёта и посадки подойдёт даже ровный участок трассы шириной 16 м с неидеальным покрытием.
Другая фишка JAS-39 — на перевооружение и дозаправку хватит 10—20 минут. Обслуживает самолёт один техник и команда из пяти помощников. То есть теоретически это поможет истребителям лучше прятаться, а ровные участки трасс возле крупных украинских городов для них обязательно найдутся.
Возникает вопрос: а что вообще даёт такое «преимущество»? Если условный Gripen из-подо Львова или Волыни долетит до линии фронта (это всего по 750—800 км в одну сторону), он может выполнить боевую задачу, затем дозаправится где-нибудь под Киевом, снова полетит на линию фронта, а затем уже вернётся обратно, если его не собьют.
Правда, техникам и частям обеспечения придётся дежурить возле таких «взлётно-посадочных полос» с топливом, запчастями и ракетами, и рано или поздно для этого потребуется строительство инфраструктуры, которую Украина себе позволить не может. Долговременное размещение самолётов на аэродромах Украины будет небезопасным — все они построены в советское время и координаты хорошо известны нашим военным.
Ещё один вопрос: хватит ли у ВСУ лётчиков для шведских самолётов? JAS-39 много не дадут: максимум, который озвучивался по ходу обсуждения, 16—18 штук, одна эскадрилья.
Потери украинских пилотов давно вышли за пределы трёхзначного числа, так что учиться летать на Gripen будет уже не элита ВВС, а вчерашние выпускники лётных училищ и вузов, которые несколько месяцев готовились на симуляторе.
Теперь про уничтожение этих самолётов. «Ланцеты», «Кинжалы», «Искандеры», «Ониксы» и «Калибры» ведут охоту на укроавиацию по всей незалежной и методично её обнуляют. Но как уничтожать самолёты, если они взлетают прямо с автомагистрали и вообще не находятся на Украине? Для таких случаев у нас есть инструменты, например загоризонтная РЛС «Контейнер»: она может обнаруживать истребители стран НАТО, в том числе с технологией «стелс», на расстоянии свыше 2 тыс. км.
«Контейнер» обнаружит самолёты стратегической, разведывательной и тактической авиации, а также малозаметные истребители.
Разумеется, условия применения шведских JAS-39 на Украине могут измениться, но к смене боевой обстановки наши военные давно готовы, и свежая статистика по уничтожению истребителей ВСУ это только подтверждает.