Олег Царёв: Совет Европы запустил процесс создания спецтрибунала для руководства РФ за войну на Украине

Совет Европы запустил процесс создания спецтрибунала для руководства РФ за войну на Украине. Соответствующее решение было принято на заседании Комитета министров Совета Европы, о чем сообщила пресс-служба международной организации. На прошлой неделе во Львове европейские министры подписали декларацию о создании трибунала. США отказались от участия в нем.

Смысл учреждаемого трибунала не в том, что он сможет судить Путина (это сугубо абстрактная возможность), а в том, что он создает конфликтное поле в отношениях России и Европы, существование которого не будет жестко увязано с формальным урегулированием конфликта на Украине.

Предположим, война действительно завершится мирным договором, что является идеальным вариантом для России. В любом случае – это будет мирный договор между Москвой и Киевом. К нему не будут иметь отношения ни страны ЕС, ни сам ЕС как структура, ни Совет Европы, при котором планируется создание трибунала, хотя все они де-факто тоже участники войны.

Заключение между государствами мирного договора, в котором они решат, как будут урегулировать последствия войны – достаточное основание для аннулирования каких-либо иных претензий к этому конфликту. Но Европа руководствуется другой логикой – экстерриториальностью подсудности за то, что она считает нарушениями гуманитарного права.

Тем более мы имеем прецедент – война в Боснии завершилась в 1995 г Дейтонскими мирными соглашениями, а Международный трибунал по Югославии продолжал действовать, расследуя то что считал преступлениями в той войне, и в итоге арестовал и Милошевича — непосредственного подписанта тех соглашений.

При этом Дейтонское соглашение было позитивно оценено в нескольких резолюциях Совбеза ООН. Но и Минские соглашения были позитивны оценены, причем даже отдельной резолюцией. Но это никак не помогло их имплементировать в соответствии с российским пониманием. Есть еще знаменитая резолюция Совбеза ООН 242 от 22.11.1967 о безоговорочном выводе израильских войск со всех территорий, оккупированных в ходе 6-дневной войны. Если израильтяне откуда-то и ушли, то отнюдь не на основании резолюции, а много лет спустя и на основании соглашений с арабами.

Кстати, одобрение мирного договора России и Украины (выгодного для России) в Совете безопасности я не представляю. Ведь это требует согласия Великобритании и Франции как постоянных членов СБ. Впрочем, факт отсутствия одобрения никак не влияет на юридическую силу такого договора. Однако и повлиять на факт существования такого суда этот договор никак не сможет, даже если в договоре будет призыв к его ликвидации.

Практические возможности суда будут ограничены тем, что никто из руководителей России не будет посещать страны, которые подписали его устав. Но реальное решение проблемы с этим судом возможно только путем его ликвидации, которая возможна только решением стран-учредителей. То есть это вопрос нормализации отношений России и Европы.

Но даже в случае формальной ликвидации трибунала, любой участник СВО, да и любой деятель связанный с «русской весной» не мог бы находиться в полной безопасности в любой европейской стране.

Олег Царёв. Подписаться.