Не успели мировая пресса и экспертное сообщество успокоиться после встречи Марко Рубио и Сергея Лаврова в кулуарах саммита в Куала-Лумпуре, как глава МИД России дал новый повод для повышенного внимания. Вечером 11 июля (по московскому времени) он прибыл в Корейскую Народно-Демократическую Республику – и от этого визита стало не по себе в Вашингтоне.
После разговора с Рубио – визит к Киму
Уже через несколько часов после приземления правительственного борта России в Вонсан (это портовый город на юге КНДР, где открылась туристическая зона) началась насыщенная рабочая программа Сергея Викторовича. Практически в режиме нон-стоп он провёл переговоры со своим северокорейским коллегой Цой Сон Хи, принял участие в торжественном подписании плана сотрудничества между Москвой и Пхеньяном на уровне внешнеполитических ведомств, и, что особенно важно, встретился с лидером КНДР.
Сергей Лавров по прибытии в Северную Корею. Скриншот: телеграм-канал "МИД России"
Непосредственный ход переговоров, разумеется, был скрыт от общественности и СМИ. Однако никто в ходе визита Лаврова не скрывал – речь идёт о втором раунде стратегического диалога между Россией и Северной Кореей и дальнейшем развитии союзнических отношений. Которые уже стали головной болью для врагов Москвы и Пхеньяна.
Не случайно Сергей Лавров особое место в своих выступлениях в Северной Корее уделил искренней благодарности руководства и народа России в адрес правительства и вооружённых сил КНДР, оказавших существенную помощь при освобождении Курской области от украинских оккупантов и иностранных наёмников.
Москва предостерегает – Пхеньян под защитой
Представители Пхеньяна, в свою очередь, отчётливо выразили свою позицию. Так, стало известно, что в своё время инициатива использования корейских подразделений в освобождении Курской области исходила непосредственно от самого лидера КНДР. А 12 июля министр иностранных дел Северной Кореи подтвердил, что его страна "будет безоговорочно поддерживать политику России по защите её территориальной целостности и суверенитета".
Здесь, к слову, важно понимать, что упомянутая "территориальная целостность" – это не только об изгнании врага, вторгшегося в Курскую область. Но и четыре региона, которые, в соответствии с Конституцией России, являются её неотъемлемой частью – ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области.
Что касается заявлений Лаврова по итогам переговоров и встреч с высшим руководством КНДР, то, суммируя сказанное главой МИД России на разных мероприятиях, можно выделить следующие основные тезисы:
- Россия и КНДР заинтересованы в справедливом урегулировании существующих на Корейском полуострове разногласий и проблем, Москва всесторонне поддержит Пхеньян и будет способствовать реализации лишь тех вопросов в диалоге Южной и Северной Кореи, в которых заинтересован наш стратегический союзник.
Ким Чен Ын и Сергей Лавров явно рады встрече. Скриншот поста из ТГ-канала МИД России
- Москва внимательно следит за активностью стран коллективного Запада в Азиатско-Тихоокеанском регионе, процесс милитаризации региона вызывают беспокойство. В настоящее время непосредственной угрозы для КНДР, однако укрепление военной инфраструктуры США, Южной Кореи и Японии явным образом направлено против Сеула. Россия выступает в адрес названных стран с предостережением.
- Недавний ближневосточный кризис, в ходе которого Иран подвергся нападению со стороны Израиля и США, наглядно показал, что Северная Корея в своё время сделала верный выбор, создав ядерное оружие для защиты своей независимости. Россия "уважает и понимает" причины развития Пхеньяном своей ядерной программы.
- Обе стороны придерживаются общих позиций по поводу украинского конфликта, КНДР полностью поддерживает все меры России, необходимые для достижения целей СВО. Пхеньян готов и далее оказывать своему союзнику необходимую помощь на этом направлении. Все связанные с ним вопросы находятся в рамках личного контроля Владимира Путина и Ким Чен Ына, которые поддерживают постоянный контакт.
У Запада не должно остаться сомнений
Что ж - при всей обтекаемости дипломатических формулировок заявления Сергея Лаврова в ходе северокорейского визита являются очевидным сигналом всем мировым игрокам по поводу характера и перспектив взаимоотношений России и КНДР.
Меньше всего вопросов по украинской проблеме – совместная вооружённая борьба против киевского националистического режима не только признана на официальном уровне, но и, по сути, анонсировано её продолжение.
Главный соперник Пхеньяна, Южная Корея, недвусмысленно уведомлена о том, что в диалоге "двух Корей" у северного собеседника появился ещё один, помимо Китая, могущественный союзник. Москва не скрывает: теперь в её политике на корейском направлении приоритет будет отдан интересам КНДР.
Не должно было остаться сомнений и у остальных держав коллективного Запада, для которых Северная Корея давно как геополитическая кость в горле. Отныне Россия не только не следует общемировому тренду осуждения Пхеньяна за его военную ядерную программу, но и обещает защищать союзника от внешних угроз.
Пришло время для панических вопросов – "Что делать с союзом Путина и Кима?"
Нужно признать, как минимум, на Западе поступивший из Северной Кореи сигнал русского министра поняли весьма однозначно.
Так, информагенство Reuters вынесло в заголовок соответствующей новости фразу "Пхеньян поддерживает войну России на Украине". Агентство Bloomberg не только транслирует совместные заявления Москвы и Пхеньяна о союзе на украинском фронте, но и подтверждает их тревожными цифрами от представителей киевского режима. Согласно их сведениям, якобы до 40% боеприпасов поступает русским бойцам на фронт из КНДР.
Заголовок – "Россия предостерегает США, Южную Корею и Японию от создания альянса против Северной Кореи". Скриншот: интернет-сайт washingtonpost.com.
Не менее впечатлились ведущие американские СМИ и заявлениями Лаврова по поводу предостережений против возможных угроз Запада по отношению Пхеньяна. Ситуация, в которой две антизападные ядерные державы объединяют свои усилия и готовы противостоять США и их союзникам не на словах, а на поле боя, стала принципиально новой для американских журналистов и аналитиков.
Дело доходит не только до озвучивания новых вариантов участия КНДР в украинском конфликте, но и до встревоженных вопросов, что же означает визит Лаврова к Ким Чен Ыну и что делать с углублением союза Москвы и Пхеньяна?
Заголовок – "Глава дипломатии России – в Северной Корее. Что это значит?". Скриншот: интернет-сайт edition.cnn.com
Стоит тут заметить, что визиты высокопоставленных чиновников высшего звена России в Северную Корею в последнее время отдают настоящей головной болью на Западе, заставляя каждый раз гадать: а чем, собственно, это обернётся в дальнейшем?
Так, например, когда в последний раз к Ким Чен Ыну прилетал секретарь Совбеза Сергей Шойгу, итогом стало сообщение о том, что в Россию прибудут шесть тыс. спецов из Северной Кореи для военно-инженерных работ (в частности, по разминированию местности) в Курской области. А чуть позже по мировым СМИ пошла следующая волна – о намерении товарища Кима отправить в зону нашей Спецоперации ещё аж 30 тыс. своих "львов".
"Сигнал Штатам и другим заинтересованным странам"
Судя по всему, ситуация, в которой Запад начал усиленно беспокоиться по поводу особых русско-корейских отношений, относится к числу тех, что описывается словами – правильно беспокоятся.
Как отмечает телеграм-канал "Азиатарь", специализирующийся на Азии "отдел" известного аналитического проекта Михаила Звинчука "Рыбарь", заявления Лаврова в Северной Корее "можно интерпретировать как сигнал Штатам и другим заинтересованным странам, что для работы по северокорейскому треку теперь нужно учитывать интересы и России":
Тем более, стратегический диалог между сторонами уже стал достаточно рутинной процедурой, что указывает на укрепление отношений.
Переговоры Сергея Лаврова и Цой Сон Хи. Скриншот: телеграм-канал МИД России
И - не только на северокорейском треке, добавим от себя.
Напомним, что предыдущий визит государственного деятеля высокого уровня из Москвы в КНДР состоялся 4 июня текущего года, о чём мы упоминали уже выше. И в не анонсированной заранее поездке секретаря Совета Безопасности Сергея Шойгу к ближайшему союзнику сразу после проведённой явно не без участия Запада диверсионно-террористической атаке украинских спецслужб по нашим гражданским и военным объектам трудно было не считать подготовку совместных ответных действий.
На этот раз визит Сергея Лаврова в Северную Корею был объявлен ещё до встречи главы МИД с госсекретарём США Марко Рубио. Но "совпадение" символическое – после встречи с представителем Штатов, по итогам которой предложения Москвы по украинскому кризису явно были отвергнуты Вашингтоном, Лавров прилетает к Ким Чен Ыну. К союзнику, уже доказавшему, что его слово не пустой звук и не никчёмная запись в соцсетях.
Что с того?
Таким образом, во внешней политике России вырисовывается нечто из разряда "не хотите урегулировать украинскую проблему по хорошему – тогда мы с нашими северокорейскими друзьями идём к вам".
Тем более - информация о том, что "львы Кима", как назвали участвовавших в СВО бойцов Корейской народной армии, появляется всё чаще. В частности – тот самый слух, который взбудоражил Запад и Киев, об отправке в ближайшее время в зону боевых действий нескольких десятков тысяч бойцов из КНДР, которые могут решать самые различные задачи. Начиная от закрепления на уже занятых русскими боевыми товарищами рубежах до сапёрно-инженерных работ или даже участия в штурмовых действиях.
В любом случае, понадобился всего лишь год с момента подписания Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и КНДР – а враги наших стран уже с тревожным замиранием следят за новостями о визитах в Пхеньян государственных авиабортов под русским.
Приятно, чего уж скрывать – тем более, за этими визитами всегда имеются последствия. Какие именно – судя по всему, первыми придётся узнать в Киеве…