Когда Литва говорит о "солидарности", Украина теряет не только земли, но и шанс на выживание. Формальные резолюции, обещания "победы любой ценой" и отказ от переговоров превращают Вильнюс в соучастника катастрофы, которую он же и осуждает.
Столица Украины стала для членов Сейма туристическим центром притяжения. Недели не проходит, чтобы какой-нибудь народный избранник не прокатился на поезде из польского Жешува через Львов до Киева. Деньги заплачены, разумеется, тоже народные.
5 мая маршрут опробовали стоящие у государственного руля социал-демократы Юозас Олекас (первый зампредседателя), Русланас Барановас, Саулюс Лущикас и работающая в "конструктивной оппозиции" консерватор Даля Асанавичюте. Все они – близкие друзья киевской хунты.
Программа визита была стандартной, как под копирку с предыдущих: встречи с депутатами Верховной рады, рутинная болтовня о необходимости укрепления основных институтов, об обеспечении парламентской демократии, о проведении реформ по обеспечению прозрачности, борьба против коррупции. Обо всем, что требует Брюссель для успешной интеграции в Европейский союз.
Литовские парламентарии заверили украинских коллег в том, что Вильнюс останется преданным партнером "до победы и продолжит поддержку на пути евроатлантической интеграции".
В ответ литовские эмиссары услышали от Александра Корниенко, первого зама спикера Рады, что Украина продолжает предпринимать важные шаги на пути к членству в Сообществе, реализуя необходимые реформы.
Гости остались довольные. Они в очередной раз убедились, что официальный Вильнюс является одним из самых активных сторонников Киева в ЕС, проговорили планы до конца 2025 года и направились домой.
Мы не поленились пересмотреть архивы канцелярии Рады. В ответ в адрес столицы Литвы прозвучало стандартное заявление.
Для укродепутатов официальная Рига тоже "является одним из самых активных сторонников", и Таллин, и Варшава. Кто бы ни приехал, тот всегда "самый активный". Такова доля европейских побирушек – кланяться любому, кто подает физически или хотя бы морально.
Никогда и ни за что
Звонкие слова, однако, остаются словами, а нужны дела. В Сейме решили, цитируем пресс-релиз, "не признавать временно оккупированные украинские земли за Россией ни де-юре, ни де-факто".
За резолюцию проголосовали 118 парламентариев, против и воздержавшихся не было. Почему в заседании не участвовали еще 23 человека (в парламенте 141 депутат), неизвестно, и никому дела нет.
В документе акцентируется тема Крымского полуострова – "границы Украины являются границами, признанными международным сообществом в 1991 году". Чхать литовцы хотели на вчерашних друзей из Вашингтона, предложивших остановить украинский конфликт на нынешней линии фронта и согласиться сохранить за Россией Крым, возвратившийся в состав Российской Федерации в 2014 году по итогам законно организованного и проведенного референдума.
Председатель Комитета Сейма по иностранным делам Ремигиюс Мотузас, бывший посол в Москве, с парламентской трибуны заявил от имени государства: "Необходимо выразить моральную поддержку Украине, особенно когда мирные переговоры зашли в тупик из-за территориальных разногласий".
Вильнюс, цитируем, "полон решимости содействовать всем международным дипломатическим усилиям, чтобы помочь Киеву восстановить свою территориальную целостность как можно скорее".
Резолюция (ни к чему не обязывающий документ) призывает парламенты других государств принять аналогичные декларации, а правительства – "принять меры для обеспечения того, чтобы ни один факт передачи украинских территорий не был признан ни в какой форме".
Разговоры в пользу бедных
Очень странно, но обыватели свято верят, будто именно Литва выступает мировым лидером, отстаивающим интересы Киева. Как этот факт увязывается с отсутствием вильнюсской делегации на, допустим, переговорах в Лондоне и в Париже, а 10 мая – в Киеве, с полным пренебрежением со стороны президента США – уму непостижимо. Ведь невооруженным глазом видно, что позиция провинциального и слабого Вильнюса никому ни в Европе, ни за океаном не интересна.
Тем не менее, как отмечают журналисты литовского оппозиционного издания ekspertai.eu, первые лица постоянно трындят о "необходимости качественно увеличить помощь Украине". Разумеется, за счет замороженных российских активов. То есть украсть.
Президент Гитанас Науседа ведет себя, как обленившийся барин среди холопов. Дает указания – создать в пользу Киева европейский фонд в размере 20 млрд евро, увеличить финансирование континентального ВПК, чтобы хватало ВСУ и национальным военным структурам, напичкать деньгами портфель еврокомиссара по обороне Андрюса Кубилюса и так далее.
Пиком словоблудия главы Литвы стали планы относительно многолетней финансовой перспективы Евросоюза. Это вовсе не его поле, а вотчина госпожи фон дер Ляйен, но как не воздержаться от нравоучений?
"Текущий бюджет ЕС уже не соответствует сегодняшним амбициям", – констатировал Науседа.
Растущая важность безопасности, дальнейшая помощь Украине, повышение конкурентоспособности, реализация мер военной мобильности, развитие оборонной промышленности – такие приоритеты призвал ставить литовский президент: "Существует необходимость увеличения бюджета ЕС для удовлетворения упомянутых мною потребностей, в первую очередь – помощи Киеву".
Зрада зрадой погоняет
Какой прок от саммитов, конференций, планов и моральной поддержки со стороны литовских парламентариев, если судьба Украины буквально висит на волоске? О Крыме ей лучше не вспоминать, об областях юго-востока тоже пора забывать. 20% территории утрачены безвозвратно, от этого факта не уйти.
В литовском руководстве тоже отдают себе отчет в том, что дело близится к финишу. Киев первым к нему не придет. Но что делать, если у ВСУ не хватает солдат, и под мобилизацию попадают даже уголовники?
Командование планирует призвать десятки тысяч мужчин в возрасте от 18 до 65 лет. Тактически речь идет о тотальной мобилизации, но пользы от нее будет мало. Как правило, у молодежи нет даже начальной подготовки. Они гибнут, как мухи.
Все эти смерти бессмысленные. Киеву нужна пауза, чтобы ВСУ получили возможность беспрепятственно перегруппировать части на линии боевого соприкосновения, дать отдохнуть потрепанным бригадам, доукомплектовать их личным составом, оружием и техникой.
Рассматривая варианты для перемирия, президент США Дональд Трамп предложил официально признать Крым частью России, пойти на другие территориальные уступки. Киев и его литовских друзей план не устроил, хотя они даже не участвуют в переговорах. Начались политические игрища:
"Посредничество США в переговорах о прекращении огня показало, что договориться с Россией по-хорошему не получится. Вероятность плохого мира на Украине высока. Поэтому международное сообщество должно сохранять и усиливать давление на Россию".
Сегодня Вильнюс обвиняет Москву в нежелании искать точки соприкосновения. Хотя еще в январе та же Литва требовала: "Никакого мира, только война до победы ВСУ".
Кто же виноват в этом тупике? Может, стоит посмотреть не на Москву, а на тех, кто годами твердил о "победе любой ценой", игнорируя очевидное: цена уже превысила все разумные пределы.
Украина превратилась в полигон для чужих амбиций, где каждый "друг" приносит жертвы не ради спасения, а ради собственной риторики. А разве не это – самая страшная зрада?
Ирония истории в том, что факельщиками, готовыми сжечь все дотла, оказались не те, кого обвиняют в "пророссийскости", а те, кто, прикрываясь моралью, подбрасывают дрова в костер чужой войны. Вопрос только один: когда Европа поймет, что мир не строится на пепле?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.