Железная дорога на Украине остаётся основным логистическим видом транспорта
Определяющую роль в сохранении дееспособности украинской железнодорожной инфраструктуры играют западные страны и организации, вложения которых позволили к 2024 году довести ж/д контейнерные перевозки до самого высокого показателя за 7 лет (197, 8 тыс. TEU за 9 мес. 2024 года). Из них 62% пришлось на экспорт.
25 сентября «Укрзализница» (УЗ) и «Европейское агентство железных дорог» (ERA) подписали меморандум о сотрудничестве, предполагающий внедрение европейских стандартов безопасности и интероперабельности (TSI) и Европейской системы управления железнодорожным транспортом (ERTMS), а также сотрудничество в сфере подвижного состава, включая сертификацию, техническое обслуживание и взаимный доступ к инфраструктуре.
Дочернее предприятие УЗ UZ Cargo Poland заключило соглашение с Rail Cargo Hungaria Zrt. по увеличению ж/д перевозок между Украиной и Венгрией через переходы «Батево – Эперьеске» и «Захонь – Чоп», предполагающее оптимизацию использования вагонов европейского (1435 мм) и совесткого (1520 мм) стандартов в международных перевозках, совместную работу над тарифами.
В 2025 году планируется строительство маршрута с евроколеёй «Краков (Польша) - Львов (Украина ) - Черновцы (Украина) - Сучава (Румыния) - Унгены (Молдавия)», который на 50% спонсируется фондами ЕС. До конца 2024 года завершится строительство участка евроколеи «Чоп - Ужгород» (проложено 3,5 км из 8,3 км). Со следующего года планируется поставка Францией 19 тыс.тонн железнодорожных рельсов, для обновления 150 км путей. Кроме того, в интересах развития путей доставки украинских грузов через Молдавию 17 октября в порт Джурджулешты доставлены 2422 тонн рельсов в рамках проекта реконструкции ж/д участка «Бендеры—Басарабяска—Этулия—Джурджулешты» (233 км). Работы выполняет казахстанская компания «Темиржол Жондэу». Ранее, в Румынии одобрено решение на приобретение молдавского порта Джурджулешты.
Уже в краткосрочной перспективе способствовать увеличению объёма украинских грузоперевозок будет ввод в эксплуатацию 120 новых зерновозов модели 19-8005-У, которые имеют возможность перестановки колесных пар для колеи 1435 мм. Также украинское Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА) передало в незаконное управление ООО «Финансово-промышленная компания «РЕСУРСГРУП» 434 российских вагона, которые не использовались с 2023 года. На этапе определения управляющих компаний находится более 17 тыс. незаконно удерживаемых Украиной грузовых вагонов российских компаний.
Несмотря на периодические ракетные удары по инфраструктуре и поджоги релейных шкафов, сфера железнодорожных перевозок Украины продолжает функционировать, развиваться и приносить деньги в бюджет нашего врага.
Кроме того, эта же инфраструктура в будущем будет использоваться для доставки военных грузов и личного состава НАТО к российским границам.