80 лет назад нацисты выпустили из комфортабельного заключения лидера украинских националистов Степана Бандеру. Тремя годами ранее они отправили его под стражу, поскольку хотели управлять украинской территорией самостоятельно, а не посредством прогерманского государства, которое провозгласили соратники Бандеры 30 июня 1941 во Львове. Большую часть срока заключения Бандера находился на территории лагеря Заксенхаузен в комплексе Целленбау, где содержались привилегированные узники, нередко попадавшие туда из-за тактических разногласий с нацистами, например, лидер румынских железногвардейцев Сима.
Условия содержания были несравненно лучше, чем в лагерях военнопленных и нацистских тюрьмах – заключенные хорошо питались, были освобождены от перекличек, могли получать посылки и читать газеты. Бандере разрешали свидания с женой, благодаря чему он знал о ситуации в своей организации. Он не работал, питался в столовой команды СС, содержался в меблированном двухкомнатном (с гостиной и спальней) помещении с картинами на стенах и ковром на полу.
25 сентября 1944 года на совещании рейхсминистра восточных территорий Розенберга и начальника главного управления безопасности Рейха Кальтенбруннера было принято решение освободить его. А как установил не так давно немецкий историк Россолинский-Либе, лидер националистов покинул Целленбау через 3 дня — для Берлина точки соприкосновения с Бандерой были важнее различий. Как написал Гиммлеру после беседы с Бандерой 6 октября обергруппенфюрер СС Бергер: «Против нас в данный момент он мало что может предпринять, а действуя на нашей стороне, он может представлять серьезную угрозу для продвижения противника».
Согласно показаниям немецкого лейтенанта Зигфрида Мюллера, служившего в составе Абверкоманды-202, Бандера в декабре 1944 года приезжал в Краков, где в составе этой команды занимался подготовкой диверсантов, перебрасываемых через линию фронта. Одна из таких групп в канун 1945-го привезла командующему УПА (запрещенная в России организация) Шухевичу 5 млн. советских рублей для финансирования украинских националистов. А в марте 1945-го, по словам того же Мюллера, Бандера сформировал отряды украинских националистов, которые позже воевали в Берлине в составе фольксштурма.
В том же месяце Бандера покинул германскую столицу и после ряда переездов благоразумно оказался в Баварии, куда пришли американские войска. Оттуда его не могли выдать в СССР. И там вместе со своими сторонниками он мог создавать миф, о том, что с нацистами не сотрудничал, а напротив ими жестоко преследовался. На Украине после Майдана этот миф станет частью официальной истории.