В продолжение разговора о неоязычестве.
Неоязычество это очень опасное субкультурное явление, искусственный конструкт, не имеющий никакого отношения к настоящему славянскому язычеству и базирующийся на оккультизме и мистико-националистических доктринах. Сам термин «язычество» (от слав. слова «язык» - народ, т.е. «народная вера») – поздний и происходит из церковной среды. Как называли себя славяне-язычники, мы не знаем, в источниках же они именуются «погаными» и «поганью» (paganus – лат. язычник).
Неоязычество отличает обилие обрядов, вера в нескольких богов, националистические взгляды (многие неоязыческие структуры отличаются антисемитскими и антирусскими настроениями), культ природы и предков, идолопоклонство, политизация взглядов, вера в магию и мистику.
Неоязычество декларирует возрождение «исконной религии», славянского язычества и связанной с ним культуры, прежде всего письменной. Что получается на самом деле?
Нет никаких конкретных сведений о наличии у древних славян письменности, нет сведений о языческих богослужениях, институте жречества, культовой атрибутике и пр. Очень все сложно со славянским пантеоном. Подлинных имен языческих богов очень немного (Перун, Мокошь, Велес и т.д.), остальные же «боги» были введены в «пантеон» язычников из фольклора кабинетными учеными XVIII-XIX вв. (Белобог, Вазила, Горыня, Жыж, Зирка, Зюзя, Ладо, Лель, Похвист, Чур, Ярило и др.)
Имена других «богов» на поверку оказываются названиями сезонов (Лето, Весна), календарных праздников (Купала, Коляда, Масленица), чучел и кукол (Кострома, Морена) или производятся из текстов обрядовых песен (Лада, Лель, Полель).Археология дает нам более или менее объективную картину языческих капищ, некоторых идолов (типа Збручского), но и здесь есть разница интерпретаций, не говоря уже о том, что археология в данном случае отвечает на вопрос «где», но не на вопрос «как».
Но дело не только в этом. Гораздо хуже для современного «язычника» то обстоятельство, что сегодня невозможно воспроизведение той картины мира, которая была у язычника, того мировосприятия, которое формировал менталитет язычника, строившийся на циклическом, а не линейном восприятии времени и истории.
Почти для всех неоязыческих движений характерно увлечение нацистской символикой – рунами, свастикой, знаками. Наиболее известен неоязыческий символ «коловрат» (восьмилучевая свастика). Он не имеет никакого отношения к славянскому язычеству и родился в 1923 году - его придумал и нарисовал львовский художник С.Якубовский.
Он считал, что так оформлялись древнеславянские надгробия, хотя надгробий в языческой культуре вообще не существовало. Позднее этот символ был опубликован в трудах идеолога нацизма Г.Вирта, откуда позднее был заимствован современными неоязычниками.
При этом неоязычники любят называть свастику исконно славянским символом, хотя разновидности свастик известны во многих культурах, включая христианскую. В последней она носит название «гамматический крест», использовавшийся еще первыми христианами в римских катакомбах, а также в Византии.
Главным основанием неоязычества является так называемая «Велесова книга». На сегодняшний день ее суммарный тираж превышает несколько сот тысяч экземпляров, сделаны переводы на русский, украинский, сербский и английский языки. Эта книга сформировала мировоззрение тысяч неоязычников и до сих пор для многих является авторитетным источником по славянской истории и религии.
По мнению сторонников подлинности «Велесовой книги», ее текст был написан новгородскими волхвами в IX веке, он содержит описание истории русов на протяжении нескольких тысячелетий, а также повествует о дохристианских религиозных представлениях русов.
На самом деле «Велесова книга» это давняя и хорошо разоблаченная эмигрантская подделка, созданная эмигрантом Ю.Миролюбовым. В «Велесовой книге» загадочным образом присутствуют библейские цитаты вроде: «камни вопиют», «земля, текущая молоком и медом», «и ныне и присно и во веки веков». Стиль и язык «Велесовой книги» очень примитивны и не идут ни в какое сравнение с известными аутентичными летописями.