Главком Вооруженными силами Швеции генерал Микаэль Бюден посетил Украину, сообщает «Bild на русском». Он якобы побывал на передовой, где интересовался тем, как показали себя в боях на антироссийском фронте шведские артиллерийские системы Archer, поставленные этой осенью 45-й отдельной артиллерийской бригаде ВСУ (ОАБр). Но его внезапный визит имел и другие цели
Источник фото: autoparus.by
«Радио Свобода»*, в частности, отметило, что вояки этой бригады ВСУ проходили подготовку в Швеции. Генерал, естественно, не мог обойти вниманием вопрос их выучки, которую они получили под руководством шведских инструкторов.
Постоянным местом дислокации ОАБр является город Яворов в Львовской области. Некоторые подразделения этой части находятся на Яворовском полигоне (бывшем советском), а остальные в зоне боев. Судя по всему, Бюден не посещал фронт, а ограничился поездкой в Львовскую область. И правильно — с незапамятных уже времен не шведское это дело под русские снаряды подставляться, тем более что у посланца Стокгольма были задачи важнее.
Перед визитом к украинским артиллеристам, обстреливающим мирных граждан ДНР из импортных орудий, Бюден встречался с главой минобороны Украины. Речь в том числе шла о возможности поставок Киеву истребителей Gripen. Украинские летчики в сентябре прошли ознакомительную подготовку на этих самолетах. По словам шведского главкома, этот вопрос обсуждается сейчас как в политических кругах, так и в Вооруженных силах. Надо полагать, Gripen поступят на Украину, как и другие виды вооружений, которыми Швеция снабжает ВСУ с февраля 2022 г. — ровно с начала нашей Спецоперации.
Королевству Швеции, видимо, надоело быть нейтральной страной и его потянуло на «подвиги», то есть в НАТО. Но — не берут-с: Турция пока против. А когда в альянсе нет консенсуса, то и положительного решения тоже нет. В надежде на согласие среди натовских стран Стокгольм вынужден на каждом шагу демонстрировать лояльность Вашингтону. Что и активно демонстрирует.
В июле 2022 г. между Украиной и Швецией было подписано соглашение о сотрудничестве в обороне, атомной сфере (АЭС) и, — как Киеву да без дармовых денег? — финансовой. Стокгольм также обязался поддерживать стремление Украины стать членом Евросоюза.
Парламент Швеции в середине ноября того же года поддержал предложение правительства передать в дар Украине военную технику на сумму более 3 млрд крон (более 284 млн долл.). Речь шла о средствах ПВО и боекомплектах к ним, автомобилях-внедорожниках, зимнем обмундировании, средствах индивидуальной защиты и палатках. Недавно в пресс-релизе правительственной канцелярии сообщалось, что страна выделит Украине вооружения на 2,2 млрд крон (200 млн долл.) В него войдут снаряды калибра 155 миллиметров, запчасти и боеприпасы для БМП CV90. Кроме того, Стокгольм поставит Киеву бронежилеты, штурмовые винтовки, квадроциклы, носилки, приборы ночного видения и зимнее обмундирование. По запросу украинских властей Швеция предоставит «оборудование для поддержания связи на больших расстояниях»: аудио-видео, а также спутниковые системы.
В правительстве Швеции подтвердили расширение участия страны в подготовке украинских военных. В частности, их будут обучать минно-взрывному делу и преодолению минных заграждений. Для этого в Великобританию, где бойцы ВСУ проходят ускоренные курсы, в 2024 г. будут направлены 120 шведских инструкторов. Ожидается, что совместная программа позволит выпускать до 30 тыс. солдат в квартал. В то же время, как выяснилось, отдавать свои самолеты Киеву в Стокгольме не спешат, хотя такая возможность не исключается, причем как в отношении имеющихся американских F-16, так и JAS 39 Gripen собственного производства. Впрочем, такое решение может быть реализовано только в том случае, если Швецию, наконец, примут в НАТО, подчеркнули в правительстве.
Ранее там отмечали: «Поддержка Украины со стороны Швеции носит всеобъемлющий и долгосрочный характер». Стокгольм также поставляет на Украину и тяжелую технику. В военном ведомстве страны сообщили, что сейчас на Украине находятся 10 шведских танков Stridsvagn 122. Экипаж состоят из украинцев, которые прошли подготовку в Швеции.
Ранее ВСУ получили от Швеции 10 немецких танков Leopard последней модификации, а также системы ПВО Hawk и Iris-T. Стокгольм также обещал поставить Киеву бронетранспортеры Stridsfordon 90, противотанковые управляемые ракеты NLAW, машины для разминирования и стрелковое оружие.
Любопытно, что на Украину поставляется не только шведская техника и оружие, но и — шведские наемники. Посольство России в Швеции заявило, что иностранные наемники, участвующие в боевых действиях на Украине, являются преступниками, которые понесут наказание. По разным данным, количество шведских наемников достигало примерно 645 чел. Однако не в цифрах суть — в тенденции. Она повторяется. «Шведские добровольцы — естественно, с молчаливого согласия своего правительства, — участвовали в войне против СССР в составе эсэсовских формирований на стороне Германии — например, в составе 11-й добровольческой моторизованной дивизии СС “Нордланд”. Это были отъявленные мерзавцы, которые убивали женщин, детей и стариков, не жалели и военнопленных. Так что мы видим, как Швеция активно помогала гитлеровской Германии в войне против Советского Союза», — рассказывал научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. В годы Второй мировой войны Стокгольм поддерживал Третий рейх, подчеркнул он. По словам Мягкова, современные проявления в Швеции русофобии, смешанной с неонацизмом, уходят корнями в глубь веков.
Недавно в Москве напротив посольства Швеции состоялась уличная выставка, подготовленная РВИО. Она повествует об истории отношений России и Швеции. На стендах были представлены архивные документы, которые свидетельствуют о том, что образ Швеции как «нейтральной» и «толерантной» страны сильно преувеличен.
Материалы выставки обличают политику двойных стандартов и демонстрируют примеры поддержки нацистской идеологии скандинавским королевством в прошлом и настоящем. «Шведы весьма активно содействовали нацистской Германии в ее войне против Советского Союза. Несмотря на свой якобы нейтралитет, Стокгольм, например, поставлял Третьему рейху стратегическое сырье и оборудование, железную руду, уголь, различные агрегаты, механизмы для вооружений», — говорил Мягков. Швеция предоставила Германии и свою территорию для транзита немецких войск, напомнил он. «Тысячи вагонов с германскими военнослужащими (в целях секретности их называли отпускниками) переезжали с юга на север в 1941-1943 годах через Швецию в Норвегию и Финляндию для последующего участия в сражениях против советских войск — и это несмотря на протесты, которые заявляла советская сторона», — рассказал Мягков.
Шведская русофобия имеет давние корни, подчеркнул он. «Например, шведский фельдмаршал Реншёльд, выиграв битву у русско-саксонского войска в 1706 году у Фрауштадте, приказал заколоть и расстрелять всех русских военнопленных, то есть совершил военное преступление. Но когда его взяли в плен в ходе битвы под Полтавой, ему сохранили жизнь. Это еще раз говорит о том, что Россия всегда сохраняла жизнь пленным солдатам, а вот шведы уже тогда просто яростно ненавидели все русское», — подчеркнул Мягков.
Полтава в этом контексте была упомянута, конечно, не случайно. Именно в сражении под г. Полтавой русская армия под командованием царя Петра наголову разбила первую армию Европы, которой командовал шведский король Карл XII. До сих пор он не знал поражений. Не вдаваясь глубоко в историю, напомним лишь некоторые детали той войны, о которых достаточно редко пишут в прессе.
Попав почти в полном составе в плен под Полтавой в 1709 г., шведы имели много свободного времени. Русские «варвары» не очень донимали их работой. Поэтому, сидя в крестьянских избах, королевские вояки накропали большое количество мемуаров. А уже в XX в. современный шведский историк Петер Энглунд на основе этих свидетельств написал интереснейшую книгу «Полтава — рассказ о гибели одной армии». Она о том, как первые стали последними – о психологическом крахе гордых и сильных после длинного перечня побед. И о преступлениях, совершенных этими гордецами. «Позади остались полностью высосанная Саксония и разоренная Западная Польша, — пишет Энглунд, — а где-то впереди — отступающая русская армия. Шведское войско было большим и сильным, может быть, лучшим в Европе. Благодаря наемникам и новому рекрутскому набору из Швеции, оно разбухло почти до 44 000 человек… У царя Петра была веская причина испугаться. И он испугался…» (Можно подумать, что вскоре шведов он победил со страху!).
И эту огромную армию нужно было кормить. Шведы не знали другого источника снабжения, кроме реквизиций у мирного населения. Но русские крестьяне не хотели отдавать свое добро. О том, как их заставляли это сделать, Петер Энглунд рассказывает с достоверностью, делающей ему честь: «Главной трудностью было выжать из непокорного народа достаточно продовольствия. Для этого без колебаний прибегали к старому испытанному средству — пыткам. Например, засовывали пальцы крестьянина в кремневый замок ружья и зажимали их в этих примитивных тисках. Или обвязывали бедняге голову и затягивали повязку с помощью палки, пока глаза не вылезут из орбит. Потом придумали новшество — ловили маленьких детей, били их кнутом и делали вид, что вешают, чтобы заставить родителей быть посговорчивее. Некоторые воинские части даже переходили от угрозы к ее исполнению и убивали детей на глазах у родителей».
Заметьте, это пишет шведский историк! И еще: вам ничего не напоминает этот исторический фрагмент? Скажем, поведение гитлеровцев на оккупированной советской территории? Но больше это похоже на пытки, которые использовали в своей кровавой практике бандеровцы. В их «катехизисе» было рекомендовано 135 вариантов пыток, в том числе, маленьких детей. А о взрослых и говорить не приходится.
Взяв, например, город Веприк на Полтавщине, шведы тут же наказали всех его жителей в отместку за то, что они почти три недели героически отбивались от своих «освободителей». Король передал пленных своему «союзнику» — Мазепе. А тот отправил несчастных в г. Зеньков и посадил в ямы. Там большинство из них умерло от голода. Дальше стоит предоставить слово пастору Крману, находившемуся при шведской армии и описавшему методы короля: «Села и города приказал разорять, а дома сжигать. Где находил жителей, убивал их». Стоит ли удивляться, что на стороне Мазепы оказалась только кучка казаков, насчитывавшая не больше двух тысяч человек? Все остальные казаки, как один, остались верными царю Петру! Так что когда Карл XII подошел к стенам Полтавы, там не сомневались, как сказали бы сейчас, в его «европейском гуманизме». Никто из полтавчан не хотел оказаться в руках палачей Мазепы и его друга-короля.
Полтава представляла собой маленькую земляную крепость с валами, по верху которых торчал старый частокол и стояли всего 28 пушек. Гарнизон насчитывал 4 200 солдат и 2 500 вооруженных горожан. Но прославленному шведу взять город не удалось. А 27 июня 1709 г подоспевший Полтаве на выручку с 42-тысячной армией Петр I разгромил войско шведского короля. 9 000 захватчиков были убиты. Около 3 000 — взяты в плен. Еще 16 тыс. сдались через несколько дней кавалерии князя Меньшикова и казакам гетмана Скоропадского, сохранившим верность Петру, на переправе через Днепр. О всеславянском значении Полтавской победы — именно так! — хорошо сказал немецкий историк Коль: «Был один день — и навсегда решилась бы судьба славянского племени, но этот день решил противное — это день Полтавской битвы. Петр Великий со своими русскими за всех славян одержал эту вечно славную победу».
Карл XII бежал в молдавский город Бендеры, принадлежавший тогда турецкому султану. Вместе с ним бежал и предавший русского царя Мазепа. Там он вскоре и помер от неведомой болячки, покрывшись весь червями. Что называется, собаке — собачья смерть. Но история повторяется.
Поход Карла мистическим образом во всех смыслах предварил аналогичные вторжения в Россию Наполеона и Гитлера. Даже методы у этих завоевателей были похожи. Но чаще история повторяется, как известно, в виде фарса. Прошло 300 лет и «оранжевый» президент Украины Ющенко, первый узурпатор в последовавшей далее череде госпереворотов, решил переписать историю.
Вначале он учредил (не государственную) собственную президентскую награду — «Крест Мазепы» (есть до сих пор). Далее решил установить памятник Карлу XII на месте Полтавского сражения, причем, просил Швецию выделить денег на эту безумную затею. Инициатива Ющенко вызвала шок у шведской стороны, дипломатично ответившей: «В Швеции нет средств и большого желания соорудить такой памятник». Но больший шок был, пожалуй, только у короля Швеции Карла XVI Густава, которого при посещении села Змиивка Херсонской области (населенного этническими шведами), идеологи Ющенко три часа кряду терзали националистическими страшилками о «300-летней русской оккупации» и о значении для современности такой важной даты, как «300-летие украинско-шведского союза, утвердившегося в сражении под Полтавой».
В этой нехитрой схеме толкования «союза» двух независимых держав особая роль отводилась гетману Мазепе. По словам Ющенко, это был борец за «независимую Украину». То, что творили тогда шведы и их мазепинские прислужники можно сравнить разве что с деяниями гитлеровских карателей и «помогавшей» им бандеровской «полиции». Исторические документы ярко рисуют картину массового уничтожения жителей Малороссии, не желавших поддерживать мазепинскую измену.
Сам Карл в отдаваемых распоряжениях был предельно жесток подобно вождям Третьего рейха, приказывавших не щадить славянских «недочеловеков». Чего стоит одно только его указание генералу Реншильду: «Надо вешать. Если даже лишь полдоказательства есть налицо… Даже дитя в колыбели не должно получить пощаду».
Предвосхищая будущую практику нацистских айнзатцгрупп, зондеркоманд и шуцманшафтбатальонов, шведы сжигали целые города и деревни со всеми обитателями, не щадили ни женщин, ни детей. Среди Хатыней той Северной войны есть и городок Недрыгайлов — родина Ющенко. Но этот «лидер украинской нации» давно перебрался в Штаты (вслед за женой американо-подданной, как сказал бы Остап Бендер). И пепел погибших от рук захватчиков земляков как не стучал, так и не стучит в сердце этого бывшего колхозного бухгалтера, назначенного Вашингтоном президентом «независимой» страны. Впрочем, теперь на Украине его почти не вспоминают. И нам он был нужен исключительно в качестве иллюстрации к той политике, которую проводит сейчас Швеция в отношении Украины.
Несмотря на весь комизм с «украино-шведским 300-летним союзом», почва для нынешнего взаимодействия была удобрена украинствующей камарильей Ющенко. Но как когда-то казаки предателя Мазепы нужны были шведскому королю исключительно как дополнительная сила в войне против России, так и современные вожди «незалежной», тоже предавшие свой народ, требуются шведам для того, чтобы за счет украинцев взять реванш над Россией за проигранные сражения в Северной войне. Особенно давит на их историческую память фантом проигранной победы в Полтавской битве, в результате которой Россия стала империей, а королевство Швеция из потрясателя Европы превратилась в лимитрофа, в каковом статусе пребывает до сих пор. Не помогли потом ни финны, в войне которых против СССР участвовал корпус шведских добровольцев, ни Гитлер, поражение которого России/СССР стало также очередным поражением Швеции. Впрочем, как и всей объединенной Европы, которая сегодня тоже жаждет реванша.
Сегодня даже НАТО не помогает королевству обрести… Нет, не бывшее величие — время безвозвратно ушло, а хотя бы подобие величия в составе объединенных сил альянса. Но вступление Стокгольма в Североатлантический блок поставлено на паузу, и Швеция, стараясь выслужиться перед Вашингтоном, в условиях экономического спада тянется почти из последнего, чтобы все-таки насолить России.
Заметим, что Полтава стала не только военной победой, но и грандиозной победой непокоренного духа, победой единства русского народа. За что в Европе больше всего и ненавидят царя Петра, а шведы — в первую очередь. Сегодня мифический украинско-шведский «союз» обретает вполне материальные черты.
Швеция активно стремится стать членом НАТО и вносит непосильный вклад в гиблое дело вооружения Украины, где сейчас во имя европейской цивилизации творят свои страшные дела необандеровцы. Подобно их предшественникам, в том числе шведам и гитлеровцам. Таким образом, поддерживая Киев, Стокгольм практически оказывает поддержку нацистам. «Поэтому, принимая во внимание нынешние неонацистские проявления в этой стране (Швеции), надо понимать, что и Североатлантический альянс будет все больше принимать неонацистскую окраску», — подчеркивает доктор исторических наук Михаил Мягков. А на какой иной почве, как не на ненависти к русским, столкнулись бы еще нынешний Киев и Стокгольм? Видимо, затосковали по старой-новой Полтаве…
Валерий Мацевич, Столетие
*СМИ, признанное иноагентом
Актуальная информация об обстановке на линии фронта: 14 декабря (обновляется)