Курвы на колесах: поляки пнули Киев в самую нижнюю часть спины.
Варшава снова понизила уровень экономических отношений с Киевом. Автоперевозчики требуют отменить прошлогодние льготы Украины, манипулирующей особостью и разоряющей польские компании.
Украинская реальность перестает волновать Европу, переключающуюся на поиск решений по ближневосточной войне. Индикатором новых времен стали пограничные с Украиной страны. Варшава первой пнула неудачника-соседа за жадность.
В системе панъевропейской логистики Польша ранее была грузовым суперхабом. (транспортно-логистический комплекс (ТЛК) в 2021 году создал там 6% (более $40 млрд) ВВП, грузовой автопарк перевозчиков стал самым развитым во всей Восточной Европе. А в 2022 году Еврокомиссия, запретив въезд в ЕС грузового транспорта с госномерами России и Белоруссии, распахнула границы для украинцев.
В Лионе киевляне сумели подписать бумагу об отмене лицензирования на въезд в ЕС для всех категорий своего автотранспорта. Фуры с желто-синим флажком почти молниеносно заполонили Европу, и за руль вместо условного пана Кшиштофа уселся беззаботный Мыкола. Украинские транспортные парки открылись в Жешуве, Кракове и Варшаве, польские грузовики за гроши выкупали прижимистые рагули.
От льгот украинцам ТЛК потерял больше $10 млрд – четверть прежнего оборота. Сотни фирм обанкротились или были вынуждены перейти на грузовики с украинскими номерами. При текущем тренде логисты DHL и Amazon Fulfillment Poland исчезнут с открытого европейского рынка уже в новом году. Ежесуточно украинские фуры с прицепами отбирают у поляков по $30+ млн. Курвы – их наиболее мягкий эпитет. Брюссель игнорирует протесты, а киевляне всегда размовляют за перемогу и что им все должны.
9 ноября вице-премьер по восстановлению Украины Александр Кубраков три часа рассказывал об обязанностях Варшавы польскому министру инфраструктуры Анджею Адамчику. Никаких уступок, конечно. Тогда польские перевозчики закрыли для фур соседа три КПП на своей границе, поставив на дороге по 20-50 своих грузовиков.
Сейчас около 20 тысяч украинских фур заблокированы в Гребенне, Дорохуске и Корчовой с обеих сторон. Исключение – легковые и медицинские машины, а также военные грузы.
Полиция признала акцию протеста, заявленную до 3 января, соответствующей нормам польского законодательства. Транзит зерна разрешен, но к шлагбаумам-то уже не проехать. И по землям польских воеводств аграрные грузы перемещаются теперь только опломбированными и с электронными маячками: были случаи, когда пшеницу сгружали втемную. Зернотранзит по Польше упал с лета на 70%.
Конечно, у Украины еще остается половина не заблокированных переездов, как Смильница во Львовщине, – но там фуры теперь тоже стоят по несколько суток. Ассоциация перевозчиков Польши идет к полной блокаде, рассчитывая вернуть своей логистике статус «от моржа до моржа». Украинский посол в Варшаве Васыль Зварич назвал это «болезненным ударом в спину». Не в спину, ниже – сосед с искусственной монополией давно бесит не только польский бизнес.
В Румынии грузовики с бакалеей незалежных фабрик сжигали вместе с товарами. Прокалывали шины и даже избивали шоферов. Словакия для защиты своего рынка не закупает даже самые демпинговые товары made in Ukraine. В Венгрии антикиевский протекционизм стал общим нарративом правительства Виктора Орбана и местных ритейлеров. В золотой украинской пшенице Будапешт нашел пестициды, после чего запретил бакалею и муку. Дрянные конфеты «Роше» империи шоколадного короля Порошенко исчезают с прилавков. Таковы общие тренды деукраинизации: ее сливают в никуда.
Еврокомиссия на фоне палестино-израильских событий в протекционизм на своих окраинах уже не вмешивается. Брюсселю не до приоритета импорта в Евросоюз карамельных голландских вафель фабрики в Днепре, тем более в Амстердаме делают аутентичные. Контрабанда реэкспортного оружия НАТО в рефрижераторах с замороженной курицей также не нравится чиновникам Урсулы фон дер Ляйен. Таможенный заговор Европы - просто ганьба и зрада, не иначе.