После 2014 года под давлением Запада на Украине провели бюджетную децентрализацию, когда больше бюджетных полномочий передаётся на уровень региона или муниципалитета. Дело в том, что для децентрализации нужна качественная система управления на разных уровнях. В этом смысле унитарное государство хуже управляется чем федерация, но федерация хуже, чем конфедерация. Это касается и местного самоуправления. Чем больше денег и полномочий в самом низу, тем лучше. Власть — как пирамида и должна стоять на широком, прочном основании.
На Украине само слово «федерализация» было под запретом. Поэтому провели только бюджетную децентрализацию. Порошенко сопротивлялся, украинское правительство тоже, никто не хотел отдавать деньги в регионы, но их заставили.
Бюджетная децентразация позволила эффективнее тратить бюджетные деньги. Уровень коррупции сохранился и даже вырос, общий бюджет уменьшился из-за отделения трех регионов от Украины, АТО и разрыва связей с Россией, и тем не менее, получалось в регионах делать больше, чем раньше. Обратите внимание, мэров избранных после 2014 года, невозможно поменять. За них голосуют. Голосуют, потому что в городах стали делать гораздо больше, деньги стали тратить намного эффективнее — на местах виднее, на что нужно направить ресурсы и решения принимаются быстрее чем раньше.
Мечта любого столичного чиновника —забрать все деньги в столицу и оттуда в ручном режиме распределять их. На Украине это называется государственные программы. В России — нацпроекты. Все помнят такие украинские госпрограммы как «Вэлыкэ Будивнытсво» («большое строительство»), его еще народ переиначил в «вэлыкэ крадивнытсво» — перевод очевиден — «большое воровство». Воровать из такой программы центральной власти легко и приятно.
Тем не менее, несмотря на положительный эффект, Зеленский принял решение забрать деньги из местных бюджетов, 120 млрд грн якобы на военные нужды. Законопроект, изымающий у региональных бюджетов 25,8 млрд в 2023 году и 93,7 млрд в 2024, уже на рассмотрении в Раде.
Дело в том, что с марта 2022 в Украине региональные бюджеты резко выросли из-за увеличения зарплат военных, что привело к увеличенным сборам налогов на доходы физических лиц (НДФЛ). Началась кампания по обличению местных властей в тратах «не на войну» и обоснованию перераспределения денег. В Киеве, Львове, Одессе и др. прошли организованные по заказу киевской власти митинги с требованием тратить деньги из местных бюджетов на войну. Причем в военное время митинги вроде как запрещены, но не для митингов, организованные властью. Массово снимают сюжеты, где показывают, как тратят деньги из местных бюджетов — в стране война, а они плитку тротуарную меняют. Находят множество тем для материалов о тратах «не на то». А тем, как потратить деньги на нужды фронта, сами понимаете, еще больше.
Украинский парламент в первом чтении принял крайне дефицитный бюджет на 2024 год. Расходы в размере 3 трлн 108 млрд грн вдвое превышают доходы (1 трлн 560 млрд грн). Разницу хотят перекрывать за счет западной помощи, кредитов и заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Кредиты планируют привлекать под 5,5%. Финансирование через ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа) под 19%. Госдолг Украины составит 105% ВВП. Экономическая ситуация в стране близка к катастрофической. В марте 2022 Нацбанк напечатал 20 млрд грн ($680 млн). В июне объём эмиссии вырос более чем в 2 раза и достиг 105 млрд грн ($3,6 млрд).
При этом в изымании денег из местных бюджетов есть еще и политическая логика. Сейчас мэры самостоятельны. А если у них забрать деньги, то они пойдут на поклон за деньгами к центральной власти. С учетом того, что Кличко выстроил неплохой политический блок из мэров в противовес Зеленскому — это серьезный аргумент для проведения бюджетной централизации.