Что в новых учебниках истории пишут о военной операции на Украине. Основные тезисы:
В начале XXI века Россия рассчитывала на добрососедские отношения с США и Западом, но в Вашингтон «усиление» Москвы в начале 2000-х не устраивало. «Ради этого в бывших республиках СССР спонсировалась откровенная русофобия. Дальше по плану — втягивание России в череду конфликтов и «цветных революций», разбалансировка ее экономики и смена власти на подконтрольную. Конечная цель не особо скрывается: это расчленение России и контроль над ее ресурсами», — пишут авторы учебника.
На роль «главного тарана» против России США и НАТО стали готовить Украину.
«Несколько поколений на Украине начиная с 1990-х годов воспитывались в неприязни к России, на неонацистских идеях», — говорится в тексте. При этом авторы подчеркивают, что украинский неонацизм — не прямое повторение германского национал-социализма 1920-1940-х годов, а «озлобленное национальное, языковое, культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством».
«Сегодня любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, а все русское объявлено враждебным», — так начинается параграф под названием «Украина — ультранационалистическое государство». Описывая приход к такому режиму, авторы указывают, что началось это с «тотального сноса памятников, связанных с СССР», а после уничтожалось все, что так или иначе «связано с Россией». Независимость Украины в этом же параграфе называется «так называемой».
Технологии по созданию «украинофильского движения» и идеи «антимосковской Руси» были впервые опробованы в XIX веке в австрийской Галиции (центр — Львов), чтобы удержать в Австрии славян, исторически и культурно тяготевших к России, доказав им, что они — «не русские, а отдельный народ». На австрийских землях впервые зазвучали требования устранить «москалей» и «московитский язык» из общественной жизни, утверждают авторы.
Целью военной операции на Украине в учебнике названы «защита Донбасса и упредительное обеспечение безопасности России». В нем также говорится, что «Запад завалил украинский режим деньгами и оружием», а против России ввел незаконные санкции.
Донбасс в параграфе «Россия — страна героев» авторы называют «девять лет поливаемым кровью». «Жителей Донбасса назвали «террористами» за то, что они хотели остаться русскими», — указано в тексте. Русскими людьми называются «и великороссы, и татары, и украинцы, и дагестанцы, и башкиры».
«СВО сплотила наше общество, людей разных возрастов и профессий, — говорится в учебнике. — Поддержка людей выразилась в сборе подарков для военнослужащих, гуманитарной помощи жителям новых регионов, в настоящем культе гордости за бойцов СВО». При этом российским военным, как утверждают авторы учебника, «противостоит идеологически прокачанная, оснащенная оружием НАТО, подготовленная по их стандартам армия ВСУ, пополняемая зарубежными наемниками и инструкторами».
Описывая тактику НАТО, авторы учебника отмечают, что «армия ВСУ оборудовала боевые позиции внутри жилых кварталов и не позволяла местным жителям их покинуть», используя «собственных граждан как «живой щит». Такую стратегию в учебнике называют «изуверской» и отмечают, что ранее на своей территории ее не использовала ни одна армия мира». Завершая это описание, авторы учебника обращаются к старшеклассникам так: «Сделайте из «новой военной тактики Украины» выводы сами».
Введенные после начала военных действий санкции против России авторы учебника называют «абсолютно незаконными» и «беспрецедентными по масштабу». «Речь со стороны Запада идет об экономической блокаде нашей страны в сочетании с прямым воровством российских активов», — говорится в последней главе учебника. США в учебнике называют «главным бенефициаром украинского конфликта». Впрочем, авторы отмечают, что попытки изолировать нашу страну провалились: регулярные встречи президента России с лидерами стран Азии, Латинской Америки и Африки показали, что «бОльшая часть планеты с пониманием и симпатией относится к курсу, направленному против однополярного мира и его «правил жизни».