10 апреля. День в истории
1722 год. По именному императорскому указу в Санкт-Петербурге начались систематические наблюдения за погодой. Первые попытки регулярного наблюдения за погодой были предприняты еще при царе Алексее Михайловиче — отце Петра I. По царскому повелению из Европы даже привезли астрономические инструменты и метеорологические приборы, в том числе барометр. Однако эти творения тогдашней передовой технологической мысли оказались не востребованными. Назначенный царем вести записи о погоде дьячий сын Афанасий Матюшкин, предпочитал с бесовскими инструментами дела не иметь, а полагаться на собственные органы чувств. В конце XVII века наблюдения за погодой стали носить более или менее регулярный характер, а с переносом столицы в Санкт-Петербург их важность резко возросла. Постоянная угроза наводнений в столице в купе с морской войной на Балтике делали любые метеорологические познания бесценными. В 1715 г. по приказу Петра I на Неве у Петропавловской крепости возник первый в России водомерный пост. Позднее наблюдения приняли более научный характер, поскольку это уже объективно требовалось для нормального функционирования государства, в стране была создана сеть из 20 метеостанций.
1864 год. Во Львове открылся первый профессиональный музыкально-драматический мобильный театр, который назывался «Русская беседа». Содержался он одноименной общественно-культурной образовательной организацией, а к 1914 г. спонсировался также и Галицким сеймом. Ранее львовская интеллигенция обратилась в сейм, чтобы один день в неделю в театре Скарбека во Львове выделялся для спектаклей на русском языке. Когда это не дало ожидаемого результата, решили создать профессиональный театр. Был создан т.н. «театральный комитет», который стал собирать пожертвования на основание театра. Театр просуществовал до середины 20х годов , а само общество перестало существовать в 1929, когда было переименовано в "Украинскую Беседу". Напомним, Львов тогда был польским.
1988 год. После 10-летнего строительства открыт 9-километровый мост Сето, соединяющий японские острова Хонсю и Сикоку. Идею создания транспортного пути, соединяющего Хонсю и Сикоку, высказал ещё в 1889 году японской политик Окубо Дзин-но Дзё. Первая попытка начать строительство в 1955 году привела к гибели 171 человека на пароме, врезавшемся в тумане в побережье Такамацу. В 1959 было решено продолжать работы, исследовательские работы продолжались до 1970, однако после «нефтяного кризиса» 1973 проект был снова заморожен. Строительство было возобновлено в 1978 году и продолжалось около десяти лет силами 50 000 человек. Стоимость сооружения составила 1130 млрд иен или 8,7 млрд долларов по курсу того времени. Напомним, что со строительством Крымского моста, длина которого практически в два раза превышает протяженность моста Сето, Россия справилась за два года.
2010 год. В Смоленске разбился «борт №1» Республики Польша. При крушении Ту-154М погибли 96 человек, в том числе — президент Лех Качиньский, его супруга и целый ряд высокопоставленных польских политиков и военных. По политической системе Польши она нанесла серьезный удар, отголоски которого слышны по сей день. Поводом для неофициального визита польских политиков в 2010 году стала годовщина катынской трагедии. В эти дни в 1940 году в Катынском лесу были расстреляны 14,7 тысячи военнопленных, большинство — поляки. Причина катастрофы – непрофессиональные действия экипажа, который, к тому же находился под моральным давлением нетрезвого генерала ВВС Польши Анджея Бласика. Тот заставлял садиться в Смоленске в плохих погодных условиях, чтобы выполнить всю программу пребывания Качиньского. В результате, самолет зашел на посадку со слишком большой скоростью снижения, задел верхушки деревьев и упал на землю. Погибли все пассажиры и члены экипажа. Несмотря на лежащие на поверхности причины катастрофы, Польша продолжает обвинять Россию в диверсии. А чего от них еще ждать?!