Главный редактор ИА Regnum, писатель, журналист, член СПЧ Марина Ахмедова @Marinaslovo

Во Львовской области в заповеднике «Нагуевичи» поставили рождественский вертеп. В нём — фигурки младенца Иисуса в яслях, Марии, Иосифа, волхвов. Байдена и Бандеры. Последний — в два раза больше остальных. Прямо исполин. «Зачем этих двоих туда поставили?» — спрашиваем мы. «Святотатство! Какое отношение имеют Байден и Бандера к младенцу Христу?» — возмущаемся. Но самое интересное в том, что в сознании современного западного украинца Байден и Бандера стоят строго на своём месте.

Руководство заповедника честно ответило на вопросы «Почему?» и «Зачем?». «Почему здесь размещены Байден и Бандера, которые будто бы и не имеют отношения к Рождеству? — начинает оно разъяснение. — Уникальность украинских шопок (вертепов) в том, что каждая местность вносит в них национальный, региональный элемент».

Уже сегодня вечером жители Западной Украины соберутся за ужином, и сосед, встречая соседа на дороге, будет говорить: «Христос народився!» «Славiмо його!» — неизменно ответит другой. Вот и пришёл тот день в году, когда украинцы будут славить вслух Христа, притом что весь уходящий год они не переставая славили Украину, героев УПА* и Бандеру. Если посчитать по количеству произнесений, то «Слава!», наверное, любимое слово украинцев. И оно в гораздо меньшей степени достаётся из их уст Иисусу Христу, чем Бандере и иже с ним. Это логично. Спроси современного украинца, что для него важнее — религиозная или национальная идентификация, и он ответит: «Конечно, национальная». А национальная украинская идентификация начинается с Бандеры и его кровавого эпоса, от которого многие и отсчитывают первые шажки образования «Украина».

В западноукраинских сёлах, где в прежние годы я встречала не одно Рождество, мне доводилось видеть древних старушек, стоящих одной ногой в могиле. В узелок, собранный с собой на тот свет, они часто клали… портрет Степана Бандеры и тризуб. Крестик на груди они тоже носили. Но христианство — это так, большая общая религия. На том свете разве мало христиан с крестиками? А вот происходящих от самого Бандеры, несущих в посмертных узелках трезубец, мало. Вот вам и отличительная особенность, вот и уникальность, вот и национальный элемент. Всё верно руководство заповедника сказало.

Тогда при чём же тут Байден? Его роль в этом вертепе тоже логически очевидна. Это при его президентстве украинский нацизм поднялся на допустимый общемировой уровень. Как не быть в вертепе ему, Байдену, снявшему печать позора с украинского нацизма, с Бандеры и его «героев»? Байден в этом львовском вертепе — вполне заслуженный персонаж. Лишние тут только Иосиф, Мария, волхвы и сам младенец.

Вот взошла путеводная звезда, прибыли волхвы с подарками, мама Мария положила своего младенца в ясельки. Когда младенец подрастёт, Он скажет: «Не убий», «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но вот Он открывает глаза в этом игрушечном вертепе, а перед Ним высится Бандера, поправший все Его заповеди. Антипод всему тому, что нёс Христос в этот мир. И, кажется, Деве Марии только и остаётся завернуть в покрывало своего новорождённого Сына и уйти с Ним из этого националистического вертепа. Но нет, она останется, ведь Божий Сын страдал за нас за всех. И вертеп во Львовской области будет ещё стоять со всеми, кого в него поставили, как памятник битвы за души украинцев — между светом и тьмой.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

* «Украинская повстанческая армия» (УПА) — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).

@rt_special